Qatar Airways (QR) решила разорвать ранее заключённое соглашение с Pratt & Whitney на двигатели PW1100G и установить на весь свой флот Airbus A321neo силовые установки CFM International LEAP-1A.
При заключении контракта на поставку 34 самолётов Airbus A320neo и 16 A321neo в качестве силовых установок были выбраны редукторные PW1100G.
Через некоторое время заказ был модифицирован: все стандартные A320neo были заменены на увеличенные A321neo.
Наконец, 7 декабря 2017 года стало известно о смене поставщика двигателей.
Причём несколько самолётов уже построено — авиакомпания отказалась их принимать и отправила на ремоторизацию.
Airbus A320neo с двигателями Pratt & Whitney PW1100G.
Снимок во время первого полёта 25 сентября 2014 года, аэропорт Тулуза Бланьяк (TLS)
Airbus A321neo с двигателями CFM International LEAP-1A
Все карты против Pratt
Первичной причиной недовольства называют чрезмерно длительный период охлаждения двигателя после запуска. Pratt & Whitney вместе с Airbus устранили проблему, однако это привело к значительному числу ранних замен силовых установок.
Авиакомпания решила не дожидаться, когда пройдут все «трудности роста», а просто вместе с переключением на другую модификацию сменила поставщика моторов. Ни одна из вовлечённых сторон официально не комментировала процесс, однако администрация президента Франции Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron) раскрыла информацию в отчётах для прессы о его недавнем визите в Катар.
CFM International — совместное предприятие с долями по 50% американской GE Aviation и французской Snecma.
Также известно, что Qatar Airways заключила соглашение на поставку 20 единиц Boeing 737 MAX 8. Этот контракт не значится в публичном списке продаж Boeing, поскольку, по всей видимости, сделка ещё не завершена. Сами же самолёты будут предназначены итальянской Meridiana (IG), в которой катарская авиакомпания владеет 49%-ной долей.
Здесь двигатели CFM LEAP-1 (версия -1B) являются единственным возможным вариантом.
Ранее на эту тему: Проблемы Pratt & Whitney добрались до airBaltic
Двигатель CFM International LEAP-1A в разрезе
Двигатель Pratt & Whitney PW1000G в разрезе
A321neo версии ACF
Согласно данным Airbus, поставки A321neo для Катарских авиалиний начнутся в 2019 году.
Перевозчик выбрал версию Airbus Cabin Flex (ACF), которая предусматривает замену полноценных дверей в середине фюзеляжа на аварийные выходы, что даёт возможность устанавливать в пассажирском салоне до 240 кресел. Кроме того, в ACF есть место для установки дополнительных топливных баков для увеличения дальности полёта.
Qatar Airways пока не раскрыли подробностей компоновки, однако известно, что узкофюзеляжный флот будет оборудован креслами двух классов, а общее их число будет гораздо меньше максимального лимита.
Ранее на эту тему: У CFM LEAP-1 найдено шелушение в кожухах
Сравнительные характеристики двигателей LEAP-1A/-1B и PW1100G
CFM LEAP-1A26CFM LEAP-1A35CFM LEAP-1B28PW1127GPW1133GПрименениеAirbus A320-251NAirbus A321-251NBoeing 737 MAX 8Boeing 737 MAX 9Airbus A320-271NAirbus A321-271NПассажиров, максимум195240200215195240Дальность полёта:- максимальная7 4107595870587057 5007685- с типичной нагрузкой5 68560006 51070755 7406055- с макс. нагрузкой4 26046305 18546304 2604630Макс. взлётная масса, кг770009300082 19185 1397700093000Макс. полезная нагрузка, кг210002850021500233002100028500Ср. расход топлива, кг/час2 15024402170220021002400Макс. тяга, кН120,64143,05130,41130,41120,43147,28Сухая масса, кг3153,03153,02780,02780,02857,62857,6Диаметр вентилятора, м1,981,981,761,762,062,06Число лопаток181818182020Ступени компрессора3-103-103-103-103-83-8Камера сгораниядвойная кольцеваядвойная кольцеваядвойная кольцеваядвойная кольцеваядвойная кольцеваядвойная кольцеваяСтупени турбины2-72-72-52-52-32-3Степень двухконтурности11,011,09,09,012,512,5