В конце ноября во время визита в Бишкек генеральный директор крупнейшей управляющей аэропортами компании в Турции TAV Airports Holding Сани Шенер обсуждал с премьер-министром Киргизии Сапаром Исаковым инвестиции в две крупнейших воздушных гавани страны — Манас и Ош.

Месяц спустя портал Tazabek раскрывает детали предложения TAV, полученные от Агентства по продвижению и защите инвестиций.

Инвестиционное предложение TAV правительству Киргизии

Турецкий холдинг предлагает создание компании в Киргизии, на 100% принадлежащей инвестору. Ей передаются в доверительное управление на 26 лет столичный Манас и аэропорт города Ош. Общий объём собственных прямых вложений составит до 253 миллионов долларов США, страна получает 10% прибыли.

Предложения для аэропорта Манас:

  • комплексный ремонт терминала, сооружение одного телетрапа,
  • строительство нового здания пирса,
  • строительство новой стоянки самолётов.

Для аэропорта Ош предусмотрена более значительная модернизация:

  • строительство нового здания терминала,
  • строительство нового здания для грузовых операций,
  • расширение взлётно-посадочной полосы,
  • реконструкция перрона,
  • строительство подъездной автодороги и автостоянки,
  • возведение новых технологических зданий.

Встреча потенциальных инвесторов и государственных чиновников состоялась 20 ноября, после чего представители TAV взяли месячный таймаут, истекающий на наступившей неделе.


Сани Шенер (Mustafa Sani Şener), генеральный директор TAV Airports Holding


Сани Шенер (Mustafa Sani Şener; слева), генеральный директор TAV Airports Holding, и Сапар Исаков, премьер-министр правительства Киргизии, во время обсуждения инвестиций TAV в авиационную отрасль страны

Читайте также:  Аэропорт Эрзурум в городе Эрзурум в Турции

Киргизская авиация

Киргизия остаётся единственной страной постсоветского пространства, авиакомпаниям которой запрещено пользоваться воздушным пространством Евросоюза: в «чёрный список» Еврокомиссии внесена вся страна как не соблюдающая процедуры обеспечения безопасности на должном уровне.

В целом, в регионе Средней Азии отсутствуют аэропорты, работающие по узловому принципу, и Киргизия надеется привлечь инвесторов, чтобы стимулировать создание первого хаба на базе одной из своих гаваней. Однако этот процесс требует и наличия хотя бы одной авиакомпании, бизнес которой выстроен в соответствующей схеме и готовой к инвестициям. Собственно киргизских перевозчиков, способных выйти на этот уровень, пока нет.

В начале января 2017 года национальный перевозчик страны Air Kyrgyzstan (QH) был включён в список объектов на приватизацию с прицелом на продажу актива китайской China Southern Airlines (CZ), вступившей в предварительные переговоры о приобретении 49% акций киргизской авиакомпании. Однако 13 декабря стало известно, что интерес китайского инвестора прошёл. Air Kyrgyzstan с октября прекратила полёты по техническим причинам: её единственный самолёт повреждён столкновением с птицей при взлёте из Оша и простаивает в ожидании ремонта.

Читайте также:  Аэропорт Трабзон в городе Трабзон в Турции

Ранее на эту тему:  Смерть птицы отменила все рейсы авиакомпании Air Kyrgyzstan

Крупнейшие аэропорты страны находятся под управлением ОАО Международный аэропорт Манас.

Показатели аэропорта Манас (FRU) за первые девять месяцев текущего года:

  • 15 874 рейса, из которых 11 790 — международные,
  • 1 692 581 человек, в том числе 1 151 458 пассажиров международных рейсов.

Аэропорт Ош (OSS):

  • 7 654 рейса, в том числе 3 648 международных,
  • 1 038 201 человек, в том числе 549 435 пассажиров международных рейсов.

Аэропорт Иссык-Куль (IKU):

  • 268 рейсов, из которых 186 международных,
  • 11 711 человек, в том числе 7 807 пассажиров международного сообщения.

TAV Airports Holding

TAV Havalimanları Holding A.Ş. — крупнейшая управляющая аэропортами компания Турции. Президент — Хамди Акын (Hamdi Akın), генеральный директор — Сани Шенер (Mustafa Sani Şener).

Структура собственности:

  • 46,12% — Paris Aéroport, французская компания, управляющая аэропортами Парижа; через Tank ÖWA alpha GmbH, 100%-ную дочернее предприятие;
  • 5,06% — Tepe İnşaat Sanayi A.Ş., турецкий конгломерат, специализирующийся на строительстве и инфраструктурных проектах;
  • 1,29% — Sera Yapi Endustrisi A.S., турецкая строительная корпорация, семейный бизнес Сани Шенера;
  • 3,20% — в руках непубличных инвесторов;
  • 44,33% — в свободном обращении.

Общий пассажиропоток в 2016 году составил 104 367 923 человека (+2% к предыдущему году), в том числе 58 469 494 пассажира международных рейсов (+1%).

Читайте также:  Аэропорт Бодрум в городе Бодрум в Турции

Аэропорты группы:

  • Стамбул, аэропорт Ататюрк (IST; 100%-ное владение),
  • Анкара, аэропорт Эсенбога (ESB; 100%-ной владение),
  • Измир, аэропорт Аднан Мендерес (ADB; 100%-ное владение),
  • Миляс-Бодрум (BJV; 100%-ное владение),
  • Газипаша-Аланья (GZP; 100%-ное владение),
  • Медина, аэропорт Принц Мухаммад бен Абдулазиз (MED; доля 33%, концессионный оператор),
  • Янбу аэропорт Принц Абдул Мохсин бен Абдулазиз (YNB; доля 50%, концессионный оператор),
  • Бурайда/Эль-Кассим, региональный аэропорт Принц Найеф бен Абдулазиз (ELQ; доля 50%, концессионный оператор),
  • Хаиль (HAS; доля 50%, концессионный оператор),
  • Тбилиси, аэропорт Шота Руставели (TBS; доля 80%, концессионный оператор),
  • Батуми, аэропорт Александр Картвели (BUS; доля 76%, концессионный оператор),
  • Монастир, аэропорт Хабиб Бургиба (MIR; доля 67%, концессионный оператор),
  • Энфида-Хаммамет (NBE; доля 67%, концессионный оператор),
  • Скопье, аэропорт Александр Великий (SKP; доля 100%, концессионный оператор),
  • Охрид, аэропорт Святой Апостол Павел (OHD; доля 100%, концессионный оператор),
  • Рига (RIX; доля 100%, концессионный оператор),
  • Загреб, аэропорт Франьо Туджман (ZAG; доля 15%, концессионный оператор).

Добровольная поддержка вместо рекламы

Команда проекта Aeronautica.online благодарна вам за уделённое внимание.

Если считаете, что мы достойны вашей поддержки, предлагаем инструмент для оценки (буквальной) наших усилий. Сумма в активном окне легко корректируется в любую сторону.