После того, как 2 июля запрет на провоз крупных персональных электронных приборов в салоне самолёта, следующего в аэропорты США (известного как «запрет на ноутбуки»), был снят с рейсов Etihad Airways, отправляющихся из Абу-Даби, 5 июля — с Turkish Airlines из аэропорта Ататюрк и Emirates из Дубая, а 6 июля ограничения перестали действовать для Qatar Airways, в стоп-листе остаются перевозчики, относительно слабо представленные на американском рынке.

Инициированное администрацией президента Дональда Трампа в марте текущего года правило на исключительный провоз электроники крупнее смартфона в багажном отделении самолёта — не в салоне и, следовательно, не в ручной клади, — серьёзно ударило по бизнесу ближневосточных перевозчиков.

Номинально оно было продиктовано соображениями безопасности — что ещё раз подтвердил на брифинге в конце июня министр внутренней безопасности США Джон Келли, — и основывалось на разведданных о планах по осуществлению террористических атак. И касалось не авиакомпаний, а аэропортов: в список вошли 10 крупнейших воздушных гаваней арабского мира и Турции.

Читайте также:  Тучи над American: Qatar Airways входит в акционерный капитал без спроса

Однако мешало оно не только террористам, но и компаниям, в бизнесе которых значительную долю составляют путешественники из или в континентальную часть США и использующим эти аэропорты в качестве пересадочных узлов. Пассажиры, особенно путешествующие с деловыми целями, очень болезненно относятся к необходимости оставаться в течение многих часов перелёта без полноценного доступа в интернет и к рабочим документам — и, как следствие, предпочитают избегать «запретных» аэропортов, если они являются просто пунктами пересадки. Множество отраслевых экспертов до сих пор не сомневаются, что реальной причиной было желание правительства Соединённых штатов дать преференции собственным перевозчикам.


5 июля с аэропорта Дубая были сняты ограничения «запрета на ноутбуки»


Многие бизнес-пассажиры болезненно относятся к длительным перелётам без доступа к рабочим ноутбукам


Посадка на рейс в Нью-Йорк в стамбульском аэропорту Ататюрк: теперь лэптоп можно взять с собой

В течение 102 дней 81 736 электронных устройств были оставлены нашими пассажирами у выходов на посадку, тщательно собраны нашими сотрудниками и перевозились в особо охраняемом багаже на 1 087 рейсах в США. 75% устройств — это ноутбуки и планшеты, а 25% — камеры, GPS-навигаторы и электронные книги.

Илькер Айджи (İlker Aycı), председатель правления и исполнительного комитета Turkish Airlines

Читайте также:  Gulf Air выкатила ребрендинг в ожидании Dreamliner’ов

От прямой отмены правила США уклонились.

Вместо этого была введена новая процедура: с последних дней июня авиакомпании, отправляющие свои самолёты в США, и аэропорты, служащие их отправными точками, должны усилить «общий опрос пассажиров», проводить «усиленный досмотр персональных электронных устройств» (personal electronic devices, PED), усилить «протоколы безопасности вокруг самолётов и в пассажирских зонах», а также внедрять передовые технологии и расширять использование собак. Если новые условия, полный перечень деталей которых не является публичным, выполняются аэропортом в должном объёме, с него снимаются и мартовские ограничения.

Итого, на данный момент американские инспекторы остаются не вполне удовлетворёнными шестью воздушными гаванями из первичного списка десяти:

  • международный аэропорт Каира (IATA: CAI) — «запрет на ноутбуки» затрагивает рейсы EgyptAir (IATA: MS);
  • международный аэропорт Кувейта (IATA: KWI) — запрет касается рейсов Kuwait Airways;
  • аэропорт Мохаммеда Пятого в Касабланке (IATA: CMN) — влияет на рейсы марокканской Royal Air Maroc;
  • аэропорт Королева Алия в Аммане (IATA: AMM), базовый аэропорт национального перевозчика Иордании Royal Jordanian (IATA: RJ);
  • и два саудовских аэропорта — Король Халид (IATA: RUH) в Эр-Рияде и Король Абдул-Aзиз (IATA: JED) в Джидде; затрагиваются рейсы авиакомпании Saudia (IATA: SV).
Читайте также:  SaudiGulf [пока не в суде] жалуется на Bombardier

Представители Saudia заявляют, что намерены добиться снятия запрета для своих хабов к 19 июля.

Обновление от 9 июля: в этот день запрет был снят с аэропортов Аммана и Кувейта.