Qatar Airways (QR), национальный перевозчик Катара, собирается купить 25% аэропорта Внуково (VKO).
О сделке в понедельник, 25 марта, в интервью агентству Интерфакс сообщил генеральный директор авиакомпании Акбар Аль-Бакер (Akbar al-Baker) по результатам встречи эмира Катара шейха Тамима бин Хамада Аль-Тани и президента России Владимира Путина в Кремле.
По его словам, перевозчик заключил меморандум о взаимопонимании на приобретение блокирующего пакета, и для завершения сделки теперь остаётся восемь недель. При этом речь идёт о покупке доли в «самом аэропорту», а не в «компаниях, его контролирующих».
Финансовая сторона вопроса пока не раскрывается.
Активы аэропорта объединены в АО Международный аэропорт Внуково (МАВ), доли в котором, согласно СПАРК, распределяются следующим образом:
- 34,15% — Внуково Альянс (контролируется Виталием Ванцевым и Андреем Скочем),
- 25% — Росимущество,
- 15,15% — Сильвани,
- 12,07% — ЗАО ВИК,
- 2,41% — АО АНК (согласно изданию Ведомости, три последние компании подконтрольны Внуково Альянс).
Выручка по результатам 2017 года составила около 3,5 миллиардов рублей, чистый убыток — 227 миллионов рублей.
Авиационная империя Катара
Qatar Airways проводит активную экспансионистскую политику, получая полный или частичный контроль над авиационными активами по всему миру.
Прежде всего, устремления связаны с членами альянса Oneworld: катарский перевозчик приобрёл 9,94% гонконгского конгломерата Cathay Pacific, 10% латиноамериканского LATAM и 20% британо-испанского International Airlines Group. Последним по времени приобретением стал 49%-ный пакет акций и операционный контроль над итальянскими авиакомпаниями Meridiana (IG) и Air Italy, на базе которых Qatar Airways собирается строить нового национального перевозчика Италии вместо перманентно коллапсирующей Alitalia (AZ).
Пока ведомая Акбаром Аль-Бакером компания добивалась успеха везде — кроме США.
В июне 2017 года катарцы попытались приобрести 10%-ную долю в крупнейшей в мире авиакомпании American Airlines (AA) — также члене альянса Oneworld. Однако менеджмент американского перевозчика счёт такого акционера нежелательным — и заблокировал сделку, опираясь на особенности внутренних нормативов организации.
Американские перевозчики — в числе которых и American — лоббируют введение протекционистских мер в отношении авиакомпаний Персидского залива с 2015 года, обвиняя их в получении суммарно более 50 миллиардов долларов США в виде «незаконных» государственных субсидий от суверенных фондов своих стран. Попытка Аль-Бакера войти в акционерный капитал вызвала волну шума в бизнес-прессе США, основная окраска комментариев к позиции арабских инвесторов была строго негативной.
В результате катарцы отказались от своих намерений — а American Airlines разорвала все двусторонние соглашения с Qatar Airways.
Ранее на эту тему: Катар не смог войти в American